Владимир Лубнин: «Вывод молочной отрасли из кризиса – действительно серьезная стратегическая задача»

«Пейте, дети, молоко, будете здоровы!» — эта фраза в полной мере относится к 1 июня – дате, когда весь мир отмечает не только Международный день защиты детей, но и Всемирный день молока. Об этом хорошо помнит координатор местного отделения ЛДПР Златоустовского городского округа, помощник депутата Государственной Думы Российской Федерации Владимир Лубнин.

В минувшую пятницу он направился на местный молокозавод, где выяснил, что на предприятии молочная продукция вырабатывается по традиционной технологии, позволяющей сохранить уникальные природные качества исходного сырья – молока и получать «живую» продукцию, диетические и целебные свойства которой улучшают самочувствие, нормализуют пищеварение, повышают жизненный тонус, укрепляют иммунную систему человека. Продукция завода пользуется большим спросом и распространяется по всей территории Челябинской области.

Но не все и не везде так с молоком хорошо, как хотелось бы. По мнению Владимира Александровича Лубнина в пору бить во все колокола и говорить о системном кризисе в молочной отрасли региона:

– Молочная индустрия не только Челябинской области, но и России в целом сейчас находится в глубоком кризисе, и это связано с разрушением сельского хозяйства и отсталостью российской деревни. Молодежь уезжает из деревень, а те, кто занимается сельским хозяйством, часто не имеют специализированного образования. Малые семейные фермы не дают большой прибыли, а для развития крупных мегаферм необходимы инвестиции. Несмотря на то, что молоко – это социальный продукт, у государства не просматривается конечной цели и единой стратегии по восстановлению молочной промышленности в масштабах страны. А те субсидии и дотации, которые выделяются государством, имеют точечный характер и не способствуют улучшению ситуации.

Есть к государству вопросы? Безусловно… Начиная от высоких административных барьеров входа на рынок производства молока, выделения субсидий и заканчивая возможностью фермером реализации конечного продукта. Но есть и вопросы к самим фермерам.

На мой взгляд, мы просто отстали от современного видения этой отрасли! Ей никто по сути дела не занимался. Не проходило тренингов на местах, не было популяризации зарубежного опыта, и дошло до того, что содержание животных оказалось неизученной отраслью. Вероятно, работники фермерских хозяйств не стремятся получать новые знания, потому что в этой сфере маленькие заработные платы, которые не мотивирует к обучению. Большая часть фермеров не перенимают западный опыт в вопросах молочного животноводства и пускают работу на самотек.

Наши фермеры зачастую жалуются, что энергоносители дорогие, корма дорогие. Однако если мы посмотрим на мировую практику, там и энергия намного дороже стоит, и корма не дешевле, и содержание коров такое же. Стоимость коров одна и та же, наши фермеры покупают их из-за границы. То есть все эти составляющие они примерно одинаковые. При этом себестоимость молока у нас одна из самых высоких, частично да, из-за климата, понятно, что в Италии и Франции не надо обогревать коров, но в той же Финляндии, Норвегии, Швеции – те же самые климатические условия. Абсолютно те же самые проблемы с обогревом, долго пастись на улице они не могут и им необходимо обогреваемое стойло. Тем не менее, эффективность выше, себестоимость ниже, количество людей в среднем работающих на ферме в разы меньше, чем у нас.

Или взять еще одну проблему, на которую кивают животноводы – проблему сезонности. Действительно в России высокий коэффициент сезонности, то есть летом молока производится много, а зимой – мало, в то время как спрос со стороны населения подвержен обратным колебаниям. Что такое высокая сезонность – это неграмотное управление своим стадом. Корова дает молоко в определенное количество месяцев после отела. Соответственно, если они отелились одновременно, то они и молоко дают одновременно. И поэтому традиционно складывалось так, что молока летом много, потом это идет на спад, а осенью и зимой молока мало. В России коэффициент сезонности 1,7. Что это значит? Что на 70% летом молока больше, чем зимой. В то время как спрос у нас обратный. Спрос осенью и зимой на молочную продукцию выше, чем летом. И это нельзя не учитывать.

Таким образом, вывод молочной отрасли из кризиса – это действительно важная стратегическая задача. И решать ее нужно сообща. Раз сложилось так, что молочное животноводство у нас дотационное производство, то государство должно взять на себя вопросы субсидирования отрасли. Но эти субсидии должны попасть не кому попало, а эффективным производителям молока, способным снять этот вопрос с повестки дня.